В Тамбовском государственном университете 2013 год объявлен Годом Державина. В ряду новых направлений исследования жизни и деятельности Г. Р. Державина — анализ влияния его творчества и личности на представителей ХХ–XXI веков. О том, как воспринимали деятельность Державина русские эмигранты, предлагаемая беседа с доктором филологических наук профессором кафедры русской и зарубежной литературы Н. Сорокиной.
— К творчеству и личности Державина обращались многие деятели русской эмиграции, особенно первой её волны в 1920—1930е годы. Это Адамович, Ильин, СвятополкМирский, Философов, Францев и другие. Но, как правило, в обсуждении восприятия Державина эмигрантами в первую очередь вспоминают роман В. Ходасевича «Державин», изданный в 1931 году. Однако державинская тема в творчестве русской литературной эмиграции вовсе не ограничивается этим произведением. В предисловии к роману Ходасевич признаётся, что не стремился «сообщить какиелибо новые, неопубликованные данные», ставя перед собой цель «лишь поновому рассказать о Державине и попытаться приблизить к сознанию современного читателя образ великого русского поэта». Главный источник сведений о Державине — труд Якова Грота. Это монументальное девятитомное собрание сочинений Державина и биография поэта, изданные во второй половине XIX века. Известный краевед Дубасов не без основания заявлял, что лучшая эпоха жизни Державина – это его тамбовский период.
— Любопытно, как изображены державинские преобразования в период его тамбовского наместничества?
— Грот и Ходасевич поразному воспроизвели в своих произведениях события тамбовского периода. Грот более ста страниц посвящает описанию деятельности Державина в Тамбове, в то время как Ходасевичу хватило и шести.
Повествование о тамбовской жизни Гавриила Романовича Ходасевич начинает с цитирования хрестоматийных строк из поэмы Лермонтова «Тамбовская казначейша». Они достаточно ёмко обрисовывали городскую жизнь, что позволяло зримо увидеть основные отличия в до и последержавинский периоды жизни Тамбовской губернии. Ведь именно при Державине появились «и фонари, и мостовые», и «зданье лучшее» острог.
Изложение мероприятий по благоустройству города и совершенствованию различных сторон его жизни не сопровождается у Ходасевича точными цифрами. Это понятно: книга предназначена для массового читателя. «Тамбовская губерния по своему пространству (1200 кв. км.) составляла менее половины Олонецкой, а по числу жителей (887.000) превосходила её более, чем вчетверо /…/ Город Тамбов /…/ не имел ни торгового, ни промышленного значения. /…/ Самую значительную его часть составляли однодворцы. /…/ за неимением архитекторов дома были построены коекак, без планов, и разрушались; казённые строения, не исправленные много лет, просто походили на развалины /…/. По улицам в дождливое время местами не было проезда, так что и люди, и скот утопали в грязи».
Грот постоянно сопровождает сведениями об общем уровне развития тех или иных отраслей промышленности, образования, строительства, культуры в России. Это позволяет лучше понять степень «запущения» дел в Тамбове и масштаб развернувшегося созидательного труда Державина.
Ходасевичу же было достаточно в общих чертах описать географическую и социальнодемографическую ситуацию: «Город, расположенный в котловине и окружённый болотами, утопал в грязи. Строения были самые жалкие, сплошь деревянные. Большую часть жителей составляли однодворцы. В отношении торговом Тамбов, хоть и губернский город, стоял ниже окружающих его уездных. Но всё же население его было втрое больше, чем в Петрозаводске, карелы да чудь не бродили по его улицам. В окрестностях были недурные поместия».
Ходасевичписатель прибегал к образным сравнениям. Например: «Высшее общество тамбовское не чуждалось просвещения, хотя, разумеется, Простаковы и в нём преобладали над Стародумами».
— В какой степени Ходасевичем освещены поэтические творения Державина, созданные им в Тамбове?
— Вызывает удивление, что Ходасевич — поэт! — не обращается к «тамбовскому» поэтическому творчеству Державина. Ведь в Тамбове Державиным написаны «Пролог на открытие в Тамбове благородного театра и народного училища», оды «Осень во время осады Очакова» («Осень в селе Зубриловке»), «На смерть графини Румянцевой», один из последних вариантов оды «Властителям и судиям», стихотворение «Желание зимы» и другие произведения. Ходасевич же называет лишь с цитированием четырёх строк оду «На смерть старой графини Румянцевой». Её последними словами — «А я пиит — и не умру» — Ходасевич подчёркивает бессмертие Державинапоэта.
— Недавно стало возможным увидеть Державинское детище – его газету «Тамбовские известия»…
— Да, одним из безусловно значительных событий для тамбовского края явилось издание губернской газеты, что стало первым подобным опытом в России. Об этом Ходасевич даже не упоминает. Сегодняшний читатель лишь недавно, в 2012 году благодаря стараниям тамбовских учёныхисториков получил возможность полностью познакомиться с газетой. Современные исследователи находят новые повороты, полагая, что в организации газетного дела несомненную роль сыграло державинское чувство «соревновательности», его здоровое стремление быть первым в какойлибо сфере, личные амбиции в сочетании с государственным интересом.
— В чём, на ваш взгляд, заключается востребованность державинской темы в кругу русских эмигрантов? И есть ли перспективы в изучении данной научной проблематики?
— Именно к Державину, сочетавшему в своей деятельности активную гражданскую позицию и поэтическое творчество, обратились в поисках общественнополитических и литературных перспектив эмигранты, попавшие в сложную творческую, общественную ситуацию. Поэт воспринимался ими как художественный, культурный, государственнопатриотический ориентир.
Постоянное внимание деятелей русской эмиграции к творчеству Державина утверждает святость традиций и современность державинской поэзии. Поэты ХХ столетия, по словам СвятополкМирского, «через голову XIX века подают руку Державину». Диапазон литературных, политических параллелей в творчестве русской эмиграции достаточно широк. Его полноценное изучение ещё впереди.
Маргарита МАТЮШИНА.