У православных – вторая седмица Великого поста.
Примером сорокадневного поста для христиан служит сам Иисус Христос. Удалившись в пустыню, Спаситель не ел 40 дней, после чего дал отпор дьявольским искушениям, одно из которых напрямую испытывало голод Сына Божьего.
Николай Карасик, Иван Чапаксов, студенты Тамбовской духовной семинарии:
«Когда Дьявол начал Его искушать, Спаситель ему сказал, что «не хлебом одним сыт человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». То есть здесь мы можем увидеть, что пост – это время, когда человек стремится быть ближе к Богу. Ты должен забыть о своих грехах. Оставить их. Стараться оставить их настолько, насколько это возможно. И также настолько, насколько это возможно, ты должен делать добро».
Есть очень простая формула: не человек для поста, а пост для человека. Так и получается, что воздержание не цель, но средство – для чего-то большего.
протоиерей Виктор Лисюнин, проректор Тамбовской духовной семинарии:
«Можно не есть рыбу, можно не есть мясо, но живьем съедать человека. Вот апостол Павел об этом и говорит: если ты постишься, то не выгляди как человек грустный, у тебя должна быть, из тебя духовный свет. Поэтому, конечно, пост – это форма. Это ни в коем случае не диета».
Согласно уставу церкви, Великий пост сопровождается чтением покаянного канона Андрея Критского, самого длинного канона из существующих. В первую седмицу поста он читается по частям. Традиционно служба проходит без искусственного освещения, только при горящих свечах. Человек остается один на один с самим собой, размышляя о глубокой пропасти между грешным и святым, а пламя свечи направляет душу к покаянию. В кафедральном Спасо-Преображенском соборе вечернюю службу ведет сам митрополит Феодосий.
Особенным во время Великого поста становится и быт семинаристов. Матвей Голомазов рассказывает, что ежедневные службы в храме удлиняются, а студенты находятся в особенном духовном состоянии, встав на пост охраны своей души. Семинаристы усердно занимаются и читают специальную литературу, так что Матвей в библиотеку ходит как к себе домой. О воздержании в пище, конечно, забывать нельзя, но духовная практика важней.
Матвей Голомазов, студент Тамбовской духовной семинарии:
«Пост – это в первую очередь работа духовная, но лично я, вот у меня такая история была, что я сбросил 55 килограммов в течение трех лет. Поэтому мой рацион в пост как-то особо не меняется. То есть я всегда слежу за своей едой, а в пост именно стараюсь обращать внимание на какие-то свои духовные качества».
Однако в мирской среде всё еще жив стереотип, что пост – это подвиг желудка. Воздерживаться в наши дни можно без особенных лишений. Полки магазинов изобилуют постными разносолами.
Виталий Волков, категорийный менеджер торговой сети:
«В нашем магазине достаточно широко представлены постные продукты, которые могут выбрать себе покупатели на любой вкус и цвет, ну, грубо говоря. Продукты представлены как в свежих овощах, так и в замороженных овощах и фруктах. Также имеются постные колбасные, кондитерские изделия».
Калорийная и жирная, так называемая скоромная пища, запрещенная во время поста, приводит к постепенной зашлаковке и загрязнению организма.
Павел Юрасов, корреспондент:
«Дабы не быть голословным, обратимся к цифрам. По калорийности один килограмм майонеза соответствует 25 килограммам капусты».
Очищая организм физически, мы способствуем его духовному очищению, а это и есть высшая цель поста.
«Это же не диета, правильно. Это же состояние души – пост».
«У нас, наверное, все взаимосвязано, и тело, и душа. Тело страдает от того, что душа черная. Поэтому и стараемся очиститься».
«Это нужно в себе, где-то внутри, чтобы все это и духовно. Не только соблюдать. Духовность должна быть внутри»
В Евангелии сказано: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст». Если приоритеты расставлены неправильно, то лучше не лицемерить и не называть свою диету постом.
Павел Юрасов, Олег Осипов, Александр Кобзарёв