Удалось поставить, но нельзя оставить

Поставить Брехта на сцене театра небольшого провинциального города, где зритель воспитан на традициях русского психологического театра, дело довольно авантюрное. К тому же еще была выбрана и наиболее сложная как для исполнения, так и для восприятия пьеса немецкого драматурга — «Трехгрошовая опера». Но директор мичуринского театра Г. Попова пошла на это. Правда, за плечами был опыт, и весьма успешный, работы с немецким режиссером Госвином Мониаком, который уже ставил на мичуринской сцене спектакли, в числе которых был и нашумевший «Фауст» Гете.

Галина Николаевна стремится в ходе таких экспериментов не просто удивить и порадовать мичуринскую публику, но в первую очередь дать возможность актерам соприкоснуться с великой классикой, иной школой драматургии и сценической работы. В этом театральном сезоне Г. Попову окрыляли и налаженные во время недавних гастролей мичуринской драмы в Германию творческие связи с немецкими коллегами. Они­то и помогли договориться с авторским агентством наследников Бертольта Брехта о приемлемых для мичуринцев финансовых условиях постановки «Трехгрошовой оперы» на русской земле.

И все же не перестаешь удивляться, как все порой причудливо складывается. Произведение Бертольта Брехта и его друга композитора Курта Вайлья, метавшихся в 1928 году в поисках театра, денег, актеров и музыкантов для постановки «Трехгрошовой», подстраивавшихся под зачастую неудобоваримые для авторов требования Эрнста Ауфрихта, решившегося на сцене своего театра дать оперу, сегодня наследники возвели в непоколебимый эталон. Демократичная, весьма гибкая пьеса их стараниями «окаменела». На внесение сегодня каких­либо изменений в нее наложено табу. И получается парадоксальная ситуация. Мичуринский театр мечтает поставить Брехта, так сказать, нести его искусство людям. А стало быть, это доказывает, что его драматургическое наследие востребовано не только в Германии. Наследникам, казалось бы, надо только радоваться такой памяти. Но не тут­то было.

Они внесли так много ограничений, что диву даешься. Легче отказаться от замысла, чем осуществить его. Нельзя ни на йоту менять или сокращать классическую постановку: ни мизансцены, ни литературный текст, ни музыкальный ряд. Если герой тенор или баритон — никаких изменений. Ну и пусть, что есть талантливые актеры, прямо­таки рожденные для ролей в «Трехгрошовой», но поют же «не тем тембром». Причем спектакль по требованию наследников должен обязательно сопровождаться «живой» оркестровой музыкой. К тому же, если Вайль написал партии, помимо других инструментов, и для контрабаса, саксофона, ударных, они обязаны наличествовать. И никого не волнует, что в маленьком российском городе трудно отыскать оркестр для спектакля, и тем более чтобы в нем присутствовали эти конкретные инструменты. Для нескольких показов оперы Г. Попова с помощью финансовых вливаний в постановку немецких друзей позволила такую роскошь. Но чтобы спектакль, а он как на грех оказался очень востребован зрителями, жил долго на сцене, средств у театра не оказалось.

Однако те спектакли, которые все же удалось показать, очень порадовали. Правда, несмотря на прекрасный перевод пьесы С. Аптом и режиссуру «Трехгрошовой оперы», апробированные десятилетиями в различных театрах, они все­таки требовали мастера, который смог бы донести их до мичуринских актеров. И тут помог друг театра Госвин Мониак, который в это время отдыхал в Мичуринске со своей супругой актрисой Ингрид Биркхольц. На общественных началах, как говорится, по старой дружбе он согласился выступить в качестве режиссера­консультанта. Он­то и помог разъяснить русским актерам замысел Брехта, все тонкости его необычной драматургии.

«Поначалу были трудности, — признается господин Г. Мониак, — но не языкового плана, а потому что мичуринские актеры воспитаны на иных традициях. Но мало­помалу, так как участники постановки проявили интерес, были прилежны и усердны, оперу удалось поставить». Ингрид Биркхольц, сыгравшая (также на общественных началах) в спектакле роль Дженни­Малины, сегодня уже со смехом признается: «Лично для меня это было потрясающее приключение. Я осмелилась впервые ступить на русскую сцену, да еще отважилась учить русский язык. Но я очень старалась. Конечно, постановка Брехта в российской провинции — сложная работа, так как его стиль абсолютно чужероден. Но какую радость мы испытали с Госвином, когда медленно, но верно артисты стали следовать линии драматурга, вобрали в себя стиль «Трехгрошовой оперы».

Бесспорно, большой удачей стал выбор актеров на главные роли. Молодой артист В. Щелканов, сыгравший Макхита по кличке Мэкки­Нож, несомненно, талантлив. Он музыкален, пластичен, обладает невероятной энергетикой. В. Щелканов, как и заслуженный артист России Я. Волговской, исполнивший роль Пичема, владельца фирмы «Друг нищего», держат на себе весь спектакль. Они две противоборствующие стороны, два полюса, стягивающие постановку в тугой узел, которая, несмотря на довольно большую длительность, смотрится увлеченно, легко. И, главное, весело. Так, как и задумывалось Брехтом.

Когда­то соотечественники драматурга пеняли, что его опера внушает безнравственность, цинизм, жестокость. Их раздражало, что Брехт показал со всей откровенностью, как писал искусствовед Лев Копелев, «совершенно парадоксальные обстоятельства: нищета — источник дохода; начальник полиции — закадычный друг и компаньон бандита; влюбленная девочка становится лихой и деловитой атаманшей. Наблюдая это, зритель недоумевает и поэтому тем более напряженно думает. Думает не только о странностях зрелища, но благодаря этим странностям начинает понимать и закономерности реальной жизни».

Все это актуально и ныне. Ведь с теми образами, что вынесены Брехтом на сцену, к сожалению, наши россияне встречаются в жизни каждый день если не воочию, то на экране телевизора. Респектабельный, уже выхоленный, но с жестоким нутром бандит Макхит; прощелыга Пичем, зарабатывающий на нищих неплохие барыши; его вечно пьяная женушка Селия (В. Кошмина) и непутевая дочка Полли (И. Тупицына); шеф полиции Браун (С. Дубровский), обделывающий грязные делишки с другом­бандитом; недалекая, но весьма настырная его дочка Люси (О. Трофимова), стремящаяся замуж за Мэкки­Ножа; проститутка Дженни­Малина, легко ради денег предающая «друга», — все эти образы артисты воплотили так сочно и ярко, что встречающиеся шероховатости в тех или иных мизансценах не могли испортить выстроенности и общего подъема по ходу оперы. Оттого и запомнились, и невероятно впечатлили, к примеру, студентов Державинского университета (как, впрочем, и других зрителей) своей актуальностью слова финального монолога Макхита: «Что такое «фомка» по сравнению с акцией? Что такое налет по сравнению с основанием банка?» Ребята даже оставили запись об этом в книге отзывов.

Мичуринские актеры под руководством музыкального руководителя спектакля Р. Бажилина весьма неплохо справились и с зонгами «Трехгрошовой». А музыкальный дуэт Щелканова — Дубровского так просто сорвал овации. Бурными аплодисментами зрители приветствовали и песню Дженни — И. Биркхольц, которую актриса исполнила сначала на русском, а затем на немецком языке, что придало шарма всей постановке.

Маргарита МАТЮШИНА.

г. Мичуринск.

 
По теме
22 марта 2024 года в рамках «Краеведческих встреч» состоялась беседа с Александром Степановичем Черновым, краеведом, писателем, издателем, редактором, экслибрисистом.
Жители округа смогли послушать произведения русских, советских и зарубежных композиторов, а также некоторые современные аранжировки в исполнении талантливых музыкантов.
Научно-практическая конференция врачей-психиатров - Психиатрическая больница В целях совершенствования оказания медицинской помощи психиатрического профиля населению Тамбовской области 28 марта на базе Тамбовской психиатрической клинической больнице прошла научно-практическая конференция врачей-психиатров.
Психиатрическая больница
Эксперты НМИЦ кардиологии им. ак. Е.И. Чазова высоко оценили систему работы кардиологической службы в Тамбовской областной клинической больнице - Областная больница им. В.Д. Бабенко В состав выездной рабочей группы, которая посетила регион, вошли: главный внештатный кардиолог Центрального федерального округа Сергей Проваторов; врач-рентгенхирург,
Областная больница им. В.Д. Бабенко
Мичуринские звездочки — победители - Дополнительное образование детей 26 марта в Региональном модельном центре (город Тамбов) состоялся финал областного конкурса одаренных детей системы дополнительного образования «Звездочки Тамбовщины».
Дополнительное образование детей
В Мичуринске открыли памятник основателям крепости Козлов - Тамбовская жизнь На набережной реки Лесной Воронеж в Мичуринске накануне торжественно открыли памятник, посвященный воеводам Ивану Биркину и Михаилу Спешневу, которые занимались строительством крепости Козлов в 1635 году.
Тамбовская жизнь
«Книжкины именины» - ЦБС г. Котовска Традиционно в конце марта проходит Всероссийская неделя детской книги, или «книжкины именины» целью которой является популяризация чтения среди детей.
ЦБС г. Котовска