Талант в наследство

Кликните для увеличения - http://tamlife.ru/
Фото: tamlife.ru

Дорогой во всех отношениях подарок — позолоченную машинку для натяжения струн — тамбовский скрипач Марк Наумович Реентович (1886–1953) получил от своего заокеанского друга, всемирно известного музыканта Яши Хейфеца.

Оба когда­то учились в Петербурге у великого Леопольда Ауэра, основоположника русской скрипичной школы; консерваторию Реентович окончил с серебряной медалью. Чудо­машинкой, которая устанавливалась на грифе скрипки, пользовалась, будучи студенткой Тамбовского музучилища, Лидия Дунаева: после смерти Марка Наумовича его вдова доверила великолепный инструмент, копию скрипки Гварнери, молодой скрипачке, своей ученице.

Из стен нашего музыкального училища вышло немало замечательных людей, известных не только всей стране, но и миру. Особое место среди них занимают сыновья Марка Реентовича — создатель и руководитель ансамбля скрипачей Большого театра, народный артист РСФСР Юлий Реентович (1914–1982) и виолончелист Борис Реентович (1920–1984). А расцвет скрипичного искусства в Тамбове по праву связывают с именем их отца. В 1910­е годы игра М. Реентовича была записана на грампластинки, что уже в то время свидетельствовало о его популярности. Марк Наумович неустанно вёл педагогическую, творческую, общественную работу, полтора десятилетия возглавлял музыкальное училище. В 1934 году ему — первому в Тамбове — было присвоено почётное звание заслуженного артиста РСФСР, и возможно, к этому событию был приурочен упомянутый выше подарок Хейфеца, который именно тогда единственный раз посетил Советский Союз (семья Хейфецев обосновалась в Америке ещё до октября 1917 года).

Появление первого в Тамбове детского ансамбля скрипачей связано с деятельностью жены Марка Наумовича. Мария Моисеевна Реентович (до замужества — Банович) родилась в семье музыкантов. Окончила Московское филармоническое училище и с 1918 года преподавала в Тамбовском училище и музыкальной школе, играла в симфоническом оркестре и в составе струнного квартета. Сорок лет жизни она посвятила педагогической работе, воспитав целую плеяду талантливых учеников. К их числу принадлежит и Лидия Аркадьевна Дунаева.

Как и другие воспитанники Реентовичей, юная Лида Дунаева была вхожа в дом педагогов (прежде чем получить отдельную квартиру на улице Степана Разина, они занимали две комнаты непосредственно в здании музучилища). И по сей день в её памяти хранятся дорогие страницы, связанные с семьёй музыкантов. Когда из Москвы приезжал Юлий, старший сын Марка Наумовича, он поднимал на руки приходившую на занятия маленькую Лиду и говорил: «Вот если бы у меня была такая дочка...» Вспоминается Л. Дунаевой и самый последний приезд Ю. Реентовича в Тамбов, посещение могилы его отца на Петропавловском кладбище. Это был 1982 год, когда праздновалось столетие музыкального училища. Вскоре Юлия Марковича не стало...

И сегодня перед мысленным взором Лидии Аркадьевны встают образы этих удивительных людей: «Марк Наумович был особенно красив. Высокий, широкоплечий, с хорошо посаженной головой — в нём чувствовалась порода». Вспоминается, как ласково обращался он при встрече к маленькой ученице своей жены: «Здравствуй, деточка!» Поступив в музучилище, Лидия Дунаева должна была продолжить занятия под его руководством, но, увы, этому помешала смерть Марка Наумовича.

А потом была учёба в Саратовской консерватории. Вернувшись в Тамбов, Лидия Аркадьевна четыре десятилетия преподавала в родном училище. До сих пор памятны первые зимние каникулы после окончания консерватории. Мария Моисеевна к тому времени переехала в Москву, к сыну Борису. «Я гостила у них все каникулы, — рассказывает Л. Дунаева. — Каждый вечер Борис водил меня в театр». Борис Маркович Реентович поступил в оркестр Большого театра после Московской консерватории, которую он окончил с золотой медалью (его имя увековечено в числе лучших выпускников, среди которых значатся также Сергей Васильевич Рахманинов и Виктор Карпович Мержанов, чья творческая деятельность неразрывно связана с нашим краем).

Не будет преувеличением сказать, что маленький, но очень музыкальный Тамбов имеет свои заслуги перед Большим театром. Неоспоримый факт: старшего из братьев, Юлия Марковича Реентовича, на создание коллектива скрипачей вдохновил ансамбль, которым руководила Мария Моисеевна. Кстати, в репертуар её юных воспитанников входили произведения, рекомендованные Юлием Марковичем: «Грёзы» Бородина, «Мелодия» Дворжака, романс Шостаковича из кинофильма «Овод» и многие другие. Это была музыка, отражавшая состояние души нашего прославленного земляка — очень светлого, можно сказать, лучезарного человека. В адресованном ему письме первого космонавта планеты Юрия Гагарина есть такие строки: «Часто слушаю ваши выступления и всегда восторгаюсь. Ваше тонкое, совершенное искусство несёт людям радость, делает их счастливыми».

Ансамбль скрипачей Большого театра был создан Юлием Реентовичем в конце 1955 года, а его первое публичное выступление состоялось 25 февраля 1956­го, и эта дата считается днём его рождения. «Первые шаги ансамбля скрипачей, — пророчески замечал тогда Дмитрий Шостакович, — убеждают в том, что будущее этого коллектива прекрасно, и он займёт видное место в строительстве советской музыкальной культуры».

Позже солистка Большого театра, народная артистка СССР Бэла Руденко признавалась: «Счастлива, что много работаю с ансамблем, выступая на лучших сценах мира и на клубных площадках в больших и малых городах. И везде слышны слова благодарности, признательности и любви». Ещё одна оперная звезда с мировым именем, народная артистка СССР Ирина Архипова, вспоминала: «Я часто выступала с ансамблем, и каждая встреча приносила мне большую творческую радость, обогащала меня». Выдающийся скрипач, дирижёр и педагог Давид Ойстрах отмечал исключительный художественный вкус Юлия Реентовича, отзывался об участниках ансамбля как о скрипачах «высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей».

Это был первый и единственный в стране профессиональный ансамбль из 17 скрипачей, игравший в сопровождении рояля, без дирижёра и без нот — партии исполнялись наизусть, тем не менее все скрипки звучали синхронно. Лучшие композиторы создавали аранжировки классических произведений специально для этого коллектива, а также писали музыку именно для него. Среди них такие мастера, как Арам Хачатурян, Родион Щедрин, Геннадий Рождественский. За время своего существования этот необыкновенный ансамбль дал более двух тысяч концертов, его выступления имели возможность услышать любители музыки в двадцати странах мира. Коллектив часто выступал на радио и телевидении, озвучивал кинофильмы, сопровождал выступления многих выдающихся артистов нашей страны. Фирма «Мелодия» выпустила более ста грампластинок с его записями, и счастливые обладатели этих раритетов теперь ищут способы, чтобы их оцифровать.

 

Это не был ансамбль «для элиты»: музыканты выступали на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, воинских частях и студенческих клубах. Артисты не считались с неудобствами и, когда не было настоящей сцены, играли на импровизированной.

Ансамбль нередко выступал с благотворительными концертами. Случалось, что музыка звучала прямо в заводских цехах. Концерты проходили во время обеденного перерыва, и рабочие в спецовках стоя слушали, как поют скрипки. Никто не уходил. Наградой артистам были горячие аплодисменты.

Показательные эпизоды, связанные с судьбой Юлия Реентовича и ансамбля скрипачей Большого театра, приводит Лазарь Медовар на страницах литературно­публицистического журнала «Лехаим». Однажды играть пришлось в нетопленом помещении одного из клубов. Артисты вышли одетыми как положено: во фраках и концертных платьях. В первых рядах зала оказались бабушки в белых платочках, в последнем — мужчины с бутылками: шум, гам... Реентович приказал играть «Аве Марию» Шуберта. В какой­то момент из первых рядов послышались рыдания. Публика, сидевшая сзади, казалось, онемела, застыла с так и не початыми бутылками в руках. Смолкли последние звуки музыки. Несколько секунд полной тишины, а потом — взрыв аплодисментов и крики: «Здорово! Давай ещё!» «Вот ради чего стоит жить», — резюмировал Реентович.

А в Лондоне выступление проходило на одной из лучших концертных площадок. Зал был полон. Музыкантов удивило присутствие полицейских. Не успели артисты занять места на сцене и поднять скрипки, как из первых рядов поднялись молодые ребята с транспарантами в руках: «Убирайтесь в свою Россию!» Полицейские не вмешивались. «Стойте с поднятыми скрипками», — распорядился Реентович. Так и стояли 15 минут, пока публика сама разбиралась с «бунтовщиками». В конце концов большую часть удалось выпроводить из зала, а остальные свернули транспаранты и уселись слушать. Концерт увенчался большим успехом, причём было замечено, что первые ряды аплодировали особенно рьяно.

Прославленному земляку и его коллективу Тамбов рукоплескал в июне 1982 года, когда состоялся I Музыкальный фестиваль имени С. В. Рахманинова. Тогда в родном городе оставалось ещё немало людей, хорошо знавших Юлия Марковича, его близких. Сегодня память об этой семье, преданно служившей искусству, свято хранят в стенах Тамбовского государственного музыкально­педагогического института имени С. В. Рахманинова. О наших талантливых земляках рассказывают материалы существующего здесь музея. Когда была издана книга профессора ТГМПИ Юрия Константиновича Беседы, посвящённая Марку Наумовичу Реентовичу, в её презентации в Еврейском общинном центре приняли участие те, кто общался с замечательным педагогом и его близкими. Собравшиеся делились воспоминаниями, и, конечно, звучала скрипка. Тамбов и сегодня, как в эпоху Реентовичей, продолжает жить музыкой.

 

Екатерина ЛЕБЕДЕВА.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Вместе с кураторами и тьюторами московских музеев студенты магистерской программы НИУ ВШЭ «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» выпустили электронную книгу «Подросток в музее:
Литературно-творческое объединение «Тропинка» – настоящая гордость областной детской библиотеки, о нём знают не только в Тамбове, но и далеко за пределами нашей области.
В предстоящее воскресенье страна отметит День матери. В Тамбовском краеведческом музее, чтобы порадовать прекрасную половину населения Тамбова, специально к празднику открыли выставку «Загадок женщина полна».
В Мичуринске задержан мужчина за угрозу убийством - УМВД Тамбовской области 26 ноября в Мичуринске раскрыто преступление на улице Интернациональной. В 19.00 в одном из местных супермаркетов произошло происшествие, неизвестный мужчина что-то не поделил с проходящими мимо подростками.
УМВД Тамбовской области